Кубановедение

 

Учителя кубановедения

  • Бугаева Людмила Владимировна (с 2013г) –  5-11 кл.
  • Землянухина Лариса Ивановна – 1 кл.
  • Набока Надежда Ивановна – 2 кл.
  • Трушина Татьяна Анатольевна – 3 кл.
  • Аносова Ирина Михайловна – 4 кл.

 

Дети-призёры

Дети-призеры 2013-2014 викторины по кубановедению

  • Ищенко Елена 4 кл.
  • Зезюков Александр 6 кл.
  • Колтунова Дарья 7 кл. -3 место в краевом конкурсе «Моя малая родина» по теме «Край мой тополиный» в номинации «Живой символ малой родины”

Дети-призеры 2014-2015 викторины по кубановедению

  • Лещев Даниил 3 кл. –призер в викторине по кубановедению

 

Критерии оценки кабинета кубановедения 

 

стр. 1                         стр. 2

Разработки уроков

9 класс 

Урок 15.

Итоговое повторение. Кубань в период революции 1917 года.

Тест

Каждый вопрос теста предусматривает один правильный ответ.
Гражданская война на Кубани
1.Какие органы власти были на Кубани в период с 16 апреля 1917 по 4 июля 1917 года?
А). Временное правительство, Кубанский областной совет, Кубанская войсковая Рада;

Б) Временное правительство, Кубанский областной совет;

В). Кубанская войсковая Рада.

2.«Ледяной поход» возглавил:
А) Л.Г. Корнилов;

Б) А.И. Деникин;

В) Н.Н. Алексеев?
3. «Железный поток», описанный А.С. Серафимовичем был связан с:

А) отступлением Таманской Красной Армии;

Б) с наступлением Таманской армии;

В) со строительством железной дороги.

Кубань в 20-х годах XX в. Нэп.
1.Когда проводилась продразверстка на Кубани?
А) в 1920 г.;

Б) в 1923 г.;

В) в 1924г.

2.Кто такие бело-зеленые?
А) местные жители, действовавшие группами, которые совершали нападения на станицы, грабили жителей, угоняли скот; Б) наемники из других стран, прибывшие на Кубань; В) регулярные казачьи войска, защищавшие местное население.

3.Что такое «расказачивание»?
А) примирение казаков и иногородних;

Б) перевоспитание казаков;

В) физическое уничтожение казаков.

4.По чьей инициативе с1921г. повсеместно стала проводиться новая экономическая политика, пришедшая на смену политике военного коммунизма?
А) Ленина;

Б) Троцкого;

В) Сталина;

Г) Луначарского.

5.Зачем вводился принцип уравнительного землепользования?
А) чтобы раздать поровну землю всем казакам;

Б) для устранения сословного неравенства между иногородними и казаками;

В) чтобы бывшие безземельные батраки получили землю наравне с остальными крестьянами.

6.Назовите основные отрасли промышленности на Кубани?
А) металлообрабатывающая;

Б) Мукомольная, маслобойная, кожевенная и металлообрабатывающая;

В) маслобойная;

Г) кожевенная.

7.В пользу кого проводилась новая экономическая политика в кубанских станицах?
А) казаков;

Б) иногородних;

В) беднейших слоев населения.

8. Декрет ВЦИК и СНК РСФСР «О сельскохозяйственной кооперации» был принят 
А) в 1924г.;

Б) в1921г.;

В) в 1922г.;

Г) в 1925.

Коллективизация. Индустриализация.
1.Когда начался голод на Кубани в результате раскулачивания?
А) зимой 1933г.;

Б) летом 1932г.;

В)весной 1932г.;

Г) зимой 1932 г.;

Д) зима 1932-весна 1933гг.
2 .В каком году началась массовая коллективизация на Кубани?
А)1928;

Б) 1929;

В)1930.

3.По какой причине некоторые кубанские станицы заносились на «черные доски»?
А) в связи с низкими показателями по хлебозаготовкам;

Б) в связи с неуплатой налогов;

В) в связи с невыплатой кредитов;

Г)варианты А, Б, В.

4. Что стало трагической страницей коллективизации?
А)лишение земли;

Б)тюремное заключение;

В)раскулачивание.

5.Как проводилась индустриализация на Кубани?
А) строились новые заводы-гиганты;

Б) реконструировались имеющиеся заводы;

В) открывались новые нефтяные месторождения.
               

Ответы

Гражданская война на Кубани

1. А; 2. А; 3. А.

Кубань в 20-х годах XX в. Нэп.

1. А; 2. А; 3. В; 4. А; 5. Б; 6. Б; 7. В; 8. Б.

Коллективизация. Индустриализация.

1. Д; 2. А; 3. А; 4. В; 5. Б.

Урок 17.

Освобождение. Начало возрождения (1943-1945)

Цели урока:

  1. Создать условия для развития интеллектуальной сферы учащегося, развивать навыки работы с исторической картой, источниками информации, умения обобщать и систематизировать;
  2. Развитие нравственных качеств, отваги, самопожертвования на примере героев Великой Отечественной войны;
  3. Способствовать воспитанию чувств ответственности и сопричастности к прошлому своего края на примере героев Великой Отечественной войны.

Образовательные ресурсы: А.А. Зайцев и др. Кубановедение, 9класс: учебник.- Краснодар: Перспективы образования, 2012; карта Краснодарского края, атлас «История Кубани», мультимедиапроектор, видеофильм по теме урока.

Оформление кабинета: книжная выставка, музейный уголок: каска, фляжка, планшет, гильзы снарядов; плакаты о Вов, на доске записана тема урока и помещён плакат с изображением сирени.

Тип урока: комбинированный.

  1. Фаза урока ВЫЗОВ.

Задачи учителя: активизировать учащихся, мотивировать их для дальнейшей работы.

1 шаг.

На доске написаны слова: Великая Отечественная война, фашизм, Победа

Дать устный ответ на вопрос:

- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы произносите эти слова?

2 шаг.

Инициация учащихся через постановку проблемного вопроса:

-Ребята, как вы думаете, почему сменяющие друг друга поколения хранят в памяти все, что связано с Великой Отечественной войной?

     II. Фаза урока ОСМЫСЛЕНИЕ (РЕАЛИЗАЦИЯ).

Непосредственный контакт с новой информацией.

Деятельность учителя:

- сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией;

- постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Учитель:

( 2,3,4 слайд)

Посмотрите на экран, вы видите голубое небо, яркое солнце, зелёную траву, радугу… Какие чувства вызывает у вас эта картина? (ответы учащихся) ( 5,6 слайд)

( 7,8 слайд)- А теперь противоположная картина, взрыв снарядов, гул самолетов, дым, застилающий все вокруг. Какие чувства вызывает у вас увиденное? (ответы учащихся)

( 9 слайд)- Что же может нарушить природную красоту, душевный покой? (Война)

Мы всегда должны помнить о том, что Человек пришел на Землю не разрушать, а созидать. Такова его миссия. Но, к сожалению, не все представители рода человеческого осознали это.

( 10,11 слайд) На рассвете 22 июня 1941 года гитлеровская Германия вероломно, без объявления войны напала на Советский Союз. В сжатые сроки из призванных с Кубани бойцов и командиров удалось сформировать несколько десятков стрелковых, кавалерийских, авиационных и артиллерийских соединений и отдельных частей, которые немедленно вступали в бой с врагом. Так, летом – осенью 1941 года в боях под Москвой отличилась 50-я отдельная кавалерийская дивизия, укомплектованная кубанцами, впоследствии удостоенная звания гвардейской.

( слайд) С первых дней Великой Отечественной войны на Кубани развернулось добровольческое движение. ( слайд) За первый год войны, с июля 1941 по июль 1942 года, на фронты Великой Отечественной ушло более 600 тысяч кубанцев – около 20% населения края.

( слайд) В первой половине 1942 года из числа добровольцев непризывного возраста в крае были сформированы три казачьи кавалерийские дивизии. Кубанские казаки-добровольцы стали основой 17-го кавалерийского корпуса Красной Армии.

Из 1685 предприятий края 1245 давали продукцию для фронта. Население края активно привлекалось к строительству оборонительных сооружений.

(слайд) В июле 1942 года война пришла и на Кубанскую землю. В ходе упорных боев немецко-фашистским войскам удалось к началу сентября 1942 года оккупировать почти всю территорию Краснодарского края, за исключением городов Сочи, Туапсе, Геленджик и прилегающих к ним районов. Развернулись упорные и кровопролитные бои на перевалах Главного Кавказского хребта, под Ново­российском и Туапсе.

Армавиро-Майкопская операция (6-17 августа 1942 г.). В ходе этой операции армии Северо-Кавказского фронта вели упорные бои на краснодарском направлении. В боях на Пашковской переправе в окрестностях Краснодара отличилась 30-я стрелковая Иркутская дивизия, в рядах которой сражались вчерашние краснодарские школьники. В боях на рубеже станиц Кущевская – Шкуринская – Канеловская – Старощербиновская отличился 17-й кавалерийский корпус, укомплектованный кубанскими и донскими казаками-добровольцами.

( слайд) Кубанская Хатынь…

Совсем недавно многие кубанцы впервые узнали о трагической судьбе небольшого лесного посёлка Михизеева Поляна, исчезнувшего с карты нашего края в годы Великой Отечественной войны.

До войны на Михизеевой Поляне жило более 200 человек. Здесь появилась начальная школа, магазин, столовая, клуб.

(слайд видеофильм «Михизеева поляна».)

Война стремительно ворвалась в жизнь жителей лесного посёлка. Почти все мужчины ушли на фронт, оставив дома детей, стариков и женщин. Отзвуки кровопролитных боёв до Михизеевой Поляны почти не долетали. Линия фронта быстро откатилась назад, не затронув далёкий посёлок в лесу, и михизеевцы оказались на оккупированной территории. Лесопильный завод и участок продолжали работать и во время оккупации. Не ушедших на фронт мужчин, а это были в основном старики, инвалиды и подростки, немцы заставляли делать шпалы для железных дорог и ремонтировать мосты.

Спустя три месяца после начала оккупации на Михизеевой Поляне разыгралась жуткая драма, оправдать которую невозможно никакими законами военного времени.

Лишь спустя неделю жителям соседних станиц и хуторов разрешили похоронить погибших. Всё имущество мирных жителей за это время оказалось разграбленным, а сам посёлок сожжён. После этого жизнь на Михизеевой Поляне так и не возродилась.

На месте захоронения расстреляных михизеевцев  в станице Махошевской построен мемориальный комплекс за счёт благотворительной акции «Народная память – народные деньги». Добровольные пожертвования приходили сюда со всех уголков Кубани. Люди были потрясены масштабами трагедии и не остались к ней равнодушными.

Население оккупированных районов не склонило голову перед врагом. В годы фашистской оккупации (1942-1943) на Кубани действовало 86 партизанских отрядов. За этот период ими было уничтожено 12 тысяч немецко-фашистских солдат и офицеров.

( слайд) В январе 1943 года началось долгожданное освобождение Краснодарского края. Постепенно восстанавливали свою работу разрушенные в ходе боевых действий предприятия и учреждения, открывались школы. Вся тяжесть труда в народном хозяйстве края лежала на плечах женщин, стариков, подростков.

 Город – герой Новороссийск…

( слайд) Во время Великой Отечественной войны более года Новороссийск был ареной ожесточённых сражений, 365 дней в районе цементного завода «Октябрь» стояли советские воины, выполняя приказ Родины: «Ни шагу назад!» Там проходила самая южная точка советско-германского фронта.

( слайд) Исключительную храбрость в боях за Новороссийск проявили герои Малой Земли, те, кто в суровую вьюжную ночь с 3 на 4 февраля 1943 года высадились на небольшом  клочке земли, который отстаивали в течение 225 дней до полного разгрома фашистских войск в городе. Место высадки десанта на южном берегу Цемесской бухты, у самой кромки воды, украсил в 1982 году памятник-ансамбль «Малая Земля», который является частью мемориального комплекса «Героям Гражданской войны и Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». В его символике слились воедино образ десантного корабля и образы героических защитников плацдарма.

( слайд) В стремительном рывке выскочил на берег и стал на вечный прикол в граните и бронзе десантный корабль, корабль-мемориал, олицетворяя могучую силу советских воинов.

16 сентября 1943 года после тяжёлых боёв Новороссийск был полностью очищен от фашистов.

( слайд) Малая Земля соединилась с Большой. В этот день столица нашей Родины Москва и корабли Черноморского флота салютовали доблестным освободителям города.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1973 года городу Новороссийску  присвоено почётное звание «Город-герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

 

( слайд) Гулькевичи…

Для нашего района День освобождения, Победы наступил 27 января 1943 года. Немцы хозяйничали в Гулькевичи, тогда имевшего статус села, полгода. Они захватили его после жестоких, кровопролитных боёв и отхода советских войск в горные районы Кавказа. Село защищали курсанты Урюпинского военно-пехотного училища. Они, по приказу Маршала Семёна Михайловича Будённого, остались для того, чтобы обеспечить переправу через реку Кубань отступающих на юг советских войск. Во время оккупации осенью 1942 года в районе нынешнего посёлка ВНИИС (Первомайская СОС) из пулемётов фашистами было расстреляно 290 стариков, женщин и детей. Это место ничем нынче не отмечено, и мало кто из жителей Гулькевичского района знает, что там произошло.

Но советские войска уже приступили к освобождению Северного Кавказа. Части 11 гвардейского корпуса гнали фашистов от Армавира до Кропоткина, беспрерывно ведя бои с их подразделениями. На рассвете тёмной и морозной ночи  27 января 1943 года наши войска вышли к железнодорожному вокзалу села Гулькевичи. Так в село Гулькевичи пришло освобождение.

( слайд) 9 октября 1943 года с завершением боев на Таманском полуострове территория Краснодарского края была окончательно освобождена от немецко-фашистских захватчиков.

/Просмотр отрывка из фильма об освобождении Краснодара/

В 1944 – начале 1945-го Краснодарский край продолжал вносить свой вклад в дело победы: сельскохозяйственной продукцией, выращенной на кубанской земле, оружием, техникой и боеприпасами, изготовленными на кубанских промышленных предприятиях.

24 июня 1945 года в строю Парада Победы по Красной площади Москвы прошли кубанские казаки-гвардейцы – так высоко Родина оценила жертвенный вклад и выдающиеся заслуги Кубани в Великой Отечественной войне!

Около 470 тысяч кубанцев не вернулось с поля боя. Их имена занесены в Книгу Памяти.

 

III. Фаза урока РЕФЛЕКСИЯ / САМОРЕФЛЕКСИЯ

Рефлексия содержания учебного материала.

 

ЗАДАНИЕ № 1

Работа с картой атласа.

Найдите и отметьте на контурной карте станицу  Махошевскую, г.Новороссийск, г. Гулькевичи.

 

ЗАДАНИЕ №2

Соотнести события и даты:

События Даты
1 Краснодарский край освобожден от немецко-фашистских захватчиков … лет назад а) Январь 1943
2 В боях под Москвой отличилась 50-я отдельная кавалерийская дивизия б) Июль 1942
3 Сформированы три казачьи кавалерийские дивизии в) Август 1942
4 Война пришла  на Кубанскую землю г) Сентябрь 1943
5 Армавиро-Майкопская операция д) 70
6 Освобождение Краснодарского края е) 27 января 1943
7 Новороссийск был освобожден… ж) Осень 1941
8 День освобождения Гулькевичи з) Начало 1942

 

Ответы: 1-д; 2-ж; 3-з; 4- б; 5-в; 6-а; 7-г; 8-е.

 

ЗАДАНИЕ №3

Прочитать текст параграфа на стр.64-67.

Заполнить бортовой журнал

 

Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста(сообщения)?

 

Саморефлексия учащихся

 

ЗАДАНИЕ № 4

 

Написать  отзыв об уроке (подвести итог).

Что было:

И (интересно)

Т (традиционно)

О (оригинально)

Г (главным)

 

IV. Домашнее задание:

 

1.Читать учебник п.14, ответить на вопросы.

2.По желанию – составить кроссворд по теме: «Кубань в Великой Отечественной войне».